Иранская экономика на грани кризиса

Песни «Смерть Палестине», «Помоги нам, а не Газе», «Наш враг прямо здесь, они лгут и говорят что это Америка», и «Оставьте Сирию в покое и помогите Ирану», пронеслись через иранскую столицу в понедельник. Эти песнопения произошли, когда торговцы Тегерана и другие протестовали против краха валюты своей страны — риала, потерявшего половину своей стоимости в этом году.

Демонстрации также вспыхнули в других городах Ирана.

Протесты и лозунги демонстрируют недовольство безразличием правительства к экономике Ирана и его настоятельной необходимостью тратить миллиарды долларов на иностранные войны и терроризм. Иран получил более 100 миллиардов долларов в виде санкций в связи с ядерной операцией администрации Обамы, но обычные иранцы не видели преимуществ.

На этой неделе Иран объявил о планах установить официальный курс обмена валюты на 42 000 риалов по отношению к доллару. Доллар покупался за 70 риалов после революции 1979 года в Иране. И санкции США, объявленные в прошлом месяце госсекретарем Майком Помпео, могут еще более усугубить ситуацию.

Иранский революционный корпус (IRGC) доминирует в экономике Ирана. Он также является основой сети поддержки террористических организаций Ирана по всему миру — от «Хизбаллы» и шиитских ополченцев в Ираке, Сирии и Ливане, до ХАМАСа и палестинского исламского джихада.

Инвестиции IRGC в терроризм напрямую связаны с резким падениям риала, рассказал изгнанный иранский журналист Бабак Тагвайе Исследовательскому проекту по терроризму.

Протестующие спонтанно заполнили Большой базар Тегерана в понедельник. Они прошли в парламенте и столкнулись со спецназом IRGC.

По мнению некоторых, масштабы протестов противоречат масштабам 1978 года, которые привели к власти нынешнего режима.

В то время как протесты поймали режим от страха, они не ожидали, что это приведет к его свержению, сказал Тагвайе. В отличие от режима шаха, который согласился на иностранное давление перед лицом демонстраций, Исламская республика будет бороться за сохранение своей власти.

«Этот режим не действует мягко, как [шах]. Как они всегда говорят: «Мы не пришли к власти так легко, чтобы уйти быстро», — сказал Тагвайе.

Но если режим действительно упадет, последствия будут выходить далеко за пределы Ирана, пишет комментатор журнала Sohrab Ahmari.

«ХАМАС и «Хезболла» и «Палестинский джихад» могут поцеловать иранское финансирование на прощание, если режим опустится», — сказал Ахмари.