В Украине работают как минимум 50 специализированных групп рейдеров

altНа прошлой неделе Кабинет министров одобрил законопроект, который касается противодействия незаконному поглощению предприятий. Закон, безусловно, своевременный и полезный. Впрочем, считать его панацеей от рейдерства было бы преувеличением. Об этом заявляют как юристы, так и \»практикующие антирейдеры\».

По информации Национального института стратегических исследований, в Украине действуют, по меньшей мере, 40-50 специализированных рейдерских групп, которые состоят из опытных юристов и экономистов, — то есть рейдерство уже приобрело системный характер, и количество поглощений достигает 3000 в год. Причем жертвами нередко становятся вполне успешные и здоровые компании. Налицо явная угроза экономической стабильности страны, а вовсе не игра в \»санитаров бизнес-леса\», которые \»отжимают\» лишь нерентабельные и слабые предприятия, как легкомысленно считалось раньше.altНа прошлой неделе Кабинет министров одобрил законопроект, который касается противодействия незаконному поглощению предприятий. Закон, безусловно, своевременный и полезный. Впрочем, считать его панацеей от рейдерства было бы преувеличением. Об этом заявляют как юристы, так и \»практикующие антирейдеры\».

По информации Национального института стратегических исследований, в Украине действуют, по меньшей мере, 40-50 специализированных рейдерских групп, которые состоят из опытных юристов и экономистов, — то есть рейдерство уже приобрело системный характер, и количество поглощений достигает 3000 в год. Причем жертвами нередко становятся вполне успешные и здоровые компании. Налицо явная угроза экономической стабильности страны, а вовсе не игра в \»санитаров бизнес-леса\», которые \»отжимают\» лишь нерентабельные и слабые предприятия, как легкомысленно считалось раньше.

Определенные попытки борьбы с незаконным поглощением предприятий начали предпринимать лишь недавно. В феврале сего года Президент Указом \»О мероприятиях по усилению защиты прав собственности\» поручил Кабмину проанализировать факты рейдерства и внести на рассмотрение законопроект об установлении уголовной ответственности за эту деятельность. Почти одновременно была создана Межведомственная комиссия по вопросам противодействия незаконным поглощениям предприятий, работа которой заключается в рассмотрении наиболее резонансных случаев рейдерства, обобщении фактов и разработке \»мер противодействия\».

В марте в парламенте был зарегистрирован проект закона об установлении уголовной ответственности за захват предприятий, инициированный Юлией Тимошенко и Сергеем Мищенко, который, однако, содержал в себе множество неточностей и спорных моментов.

Последним шагом в усилении законодательства по противодействию рейдерству стал одобренный Кабмином 10 октября законопроект, согласно которому предлагается рассмотрение споров между акционерами и регистраторами признать исключительной компетенцией хозяйственных судов, ограничить срок подачи иска по вопросам оспаривания решений акционерного собрания одним годом, обязать судебных исполнителей входить на территорию предприятия в сопровождении сотрудников только государственных правоохранительных органов.

По мнению юристов, передача полномочий по рассмотрению споров хозяйственным судам вполне оправданна, так как рейдерство подпадает под категорию \»хозяйственный (корпоративный) спор\», который не решается судами общей юрисдикции. Также без возражений проходит норма о сопровождении судебных исполнителей только правоохранителями, имеющими право при исполнении служебных обязанностей беспрепятственно проникать на любую территорию. Частные охранные структуры, услугами которых можно пользоваться сейчас, по всей видимости, окажутся вне игры. Во всяком случае, легальной.

Теперь что касается минусов. Непонятным является ограничение срока подачи апелляционного иска одним годом, притом что стандартный срок обжалования — три года. Логично поинтересоваться: а если срок пропущен на законных основаниях? Если человек, права которого ущемлены, находился в это время в больнице, к чему прилагает все необходимые справки, как он может восстановить справедливость?

Однако главная проблема документа — его декларативность. \»Новый законопроект ничего кардинально не меняет, — считает Игорь Туник, управляющий партнер консалтинговой компании BPT Group. — Не следует забывать, что рейдерство — комплексная проблема, ведь поглощение предприятия — это бизнес-процесс, который имеет под собой очень конкретную экономическую основу. Нужна четкая законодательная база, должны быть прописаны правила рынка слияния-поглощения, определены все понятия и термины. Сейчас в Европе функционирует Европейский кодекс корпоративного управления. Возьмите его принципы за основу, примените их в соответствии с украинской действительностью и создайте реально действующий нормативный свод корпоративных правил. Кстати, ГКЦБФР не так давно создала подобный кодекс, но он пока носит рекомендательный характер\».

Итак, украинским чиновникам и депутатам еще есть над чем работать: упомянутый выше проект — только первый шаг на сложном пути выработки антирейдерских правовых актов — законодательных и нормативных. Кстати, мнения специалистов разделились: одни считают, что нам нужен единый закон против рейдерства. Другие, напротив, уверены, что единый закон — это дань моде, и более эффективный вариант — тщательное и постепенное заполнение существующих многочисленных пробелов в украинском законодательстве.