Киевский землеотвод

alt

Стоимость земли в Киеве и области бьет рекорды. Но спрос на нее не снижается и приобрести участок в столице — задача не из легких. При получении землеотвода покупателя поджидает множество сложностей. Эксперты уверены, что существующая сегодня процедура землеотвода провоцирует коррупцию. Именно поэтому некоторые политики и чиновники уже неоднократно пытались принять меры по изменению этой процедуры. Об этом и пойдет речь в нашей статье.

По данным ассоциации «Земельный союз Украины», только за последнюю неделю сентября 2008 года средняя стоимость земли под застройку в Киеве выросла на 0,7 % — с $68 888,91 до $69 370,40 за сотку. В 2007 году в Киеве средняя стоимость земли под застройку выросла на 32,26% — с $40 661,89 до $53 782,33 за сотку.

Новейшая история

Президент Украины Виктор Ющенко призывал пересмотреть процедуру отвода земельных участков в стране в целом. «Мы имеем нерациональную процедуру отвода земли, которая криминализирует отношения (инвестора и власти), что заставляет капитал, инвестора годами стоять в очереди на отвод земельных участков», — заявил Президент.
По мнению главы государства, неопределенность и законодательная перегруженность в процессе землеотвода приводит к коррупции, и избежать этого поможет только прозрачная процедура выделения земельных участков. Ющенко отметил, что на сегодня сложно получить право собственности на земельный участок для коммунальных или инвестиционных проектов. Более того, до 30 июня текущего года в Киеве действовал предложенный Президентом мораторий на выделение земли под застройку.

alt

Стоимость земли в Киеве и области бьет рекорды. Но спрос на нее не снижается и приобрести участок в столице — задача не из легких. При получении землеотвода покупателя поджидает множество сложностей. Эксперты уверены, что существующая сегодня процедура землеотвода провоцирует коррупцию. Именно поэтому некоторые политики и чиновники уже неоднократно пытались принять меры по изменению этой процедуры. Об этом и пойдет речь в нашей статье.

По данным ассоциации «Земельный союз Украины», только за последнюю неделю сентября 2008 года средняя стоимость земли под застройку в Киеве выросла на 0,7 % — с $68 888,91 до $69 370,40 за сотку. В 2007 году в Киеве средняя стоимость земли под застройку выросла на 32,26% — с $40 661,89 до $53 782,33 за сотку.

Новейшая история

Президент Украины Виктор Ющенко призывал пересмотреть процедуру отвода земельных участков в стране в целом. «Мы имеем нерациональную процедуру отвода земли, которая криминализирует отношения (инвестора и власти), что заставляет капитал, инвестора годами стоять в очереди на отвод земельных участков», — заявил Президент.
По мнению главы государства, неопределенность и законодательная перегруженность в процессе землеотвода приводит к коррупции, и избежать этого поможет только прозрачная процедура выделения земельных участков. Ющенко отметил, что на сегодня сложно получить право собственности на земельный участок для коммунальных или инвестиционных проектов. Более того, до 30 июня текущего года в Киеве действовал предложенный Президентом мораторий на выделение земли под застройку.

Не оставляют ситуацию без контроля и представители столичной власти. Фракция Блока Виталия Кличко в горсовете настаивает на введении моратория на землеотвод в Киеве на время разработки нового генерального плана Киева. Депутаты фракции Блока Кличко считают, что в другом случае разработка нового генплана столицы приведет к легализации незаконных землеотводов, проведенных командой действующего мэра. «На момент утверждения нового документа в распоряжении Киева может не остаться земельных участков для реализации запланированных проектов по развитию города и его инфраструктуры», — отмечают в Блоке.

Депутат Киевсовета от Блока Виталия Кличко Дмитрий Андриевский убежден, что разработка нового генерального плана развития столицы «легализует все незаконные изменения, которые были внесены в действующий генплан». По его мнению, на разработку нового генплана необходимо минимум три года, поскольку сначала нужно разработать концепцию развития города.

«За последние годы в существующий генплан было внесено около 180 ситуативных правок. Это полное пренебрежение таким стратегическим документом, как генеральный план, который должен быть безоговорочным законом развития города», — сказала заместитель председателя фракции Блока Кличко в Киевсовете Наталия Новак. По ее словам, мораторий на землеотвод является самым эффективным средством защитить столицу и положить конец земельно-строительному хаосу.

Кроме того, отметила она, для избежания постоянной доработки генеральной карты Киева разработка нового генплана должна происходить прозрачно и с привлечением государственных институтов и общественности, а не только «карманных» структур. Ни для кого не является секретом, что сегодня как представители общественности, так и представители власти склонны обвинять в земельном «дерибане» действующего мэра Киева Леонида Черновецкого и его людей.

Есть предложение упростить

Согласно действующему законодательству, право распределять землю имеют местные советы, в частности Киевсовет. Это дополнительно было закреплено 3 июня текущего года, когда в Верховной Раде был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». Именно после принятия этого закона члены местных администраций подтвердили свое неприкосновенное право распределять землю.

Ранее Юлия Тимошенко хотела, чтобы правительству предоставлялось право без ограничений и критериев дополнительно определять, когда право аренды земельных участков будет приобретаться без аукциона. Но, в соответствии с принятым Законом, Кабинет Министров Украины лишен права определять случаи продажи вне аукционов прав аренды земельных участков, находящихся в собственности территориальных громад. Так что теперь судьбу земли на местах полностью определяют местные советы. И проконтролировать их действия сегодня не представляется возможным.

Это лишний раз доказывает, что в Киеве вопрос выделения земельных участков и получения землеотвода излишне заполитизирован и предоставляет неограниченные возможности коррупции для чиновников. Об этом говорят и сами застройщики. Так, по словам директора строительно-инвестиционной компании «Киев Житло-Инвест» Вячеслава Молоткова, сегодня процедуры землеотвода в Киеве заполитизированы, а процедуры дальнейшего согласования проектной документации для строительства — зарегулированы.

Эксперты предлагают упростить механизмы процедуры землеотвода. Например, президент ассоциации «Земельный союз Украины» Андрей Кошиль считает, что упростить процедуру землеотвода по некоторым направлениям можно уже сегодня, не меняя действующего законодательства. Так, например, давно назрела необходимость упрощения процедуры предоставления земельного участка без изменения его целевого назначения на вторичном рынке в случае перепродажи права аренды. «Это позволило бы ускорить строительство, поскольку сегодня приходится либо менять учредителей предприятия, а если это крупное общество — то вообще очень сложно передать такой участок. Некоторые земельные участки остаются длительное время незастроенными именно по этой причине», — добавил специалист. Кроме того, можно было бы сократить «процесс получения новых актов, который носит сугубо технический характер» в ходе купли-продажи земельного участка на вторичном рынке.

Схемы тайные и схемы явные

Процедура разработки проекта землеотвода регламентируется «Порядком разработки проектов землеустройства относительно отведения земельных участков», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26 мая 2004 года (№ 677). Типовой договор о разработке проекта землеустройства относительно отведения земельного участка был также утвержден Постановлением правительства от 4 марта 2004 года.

Проект отведения земельного участка согласовывается с органом по земельным ресурсам, природоохранным и эпидемиологическим органами, органами архитектуры и охраны культурного наследия и подается на рассмотрение соответствующей местной государственной администрации или органа местного самоуправления.

По закону на начальном этапе получения землеотвода строительные компании ничем не отличаются в своих правах от обычных граждан и вынуждены подавать заявления в профильные структуры — «Киевзем». В случае если компании, к примеру, уже принадлежит какой-либо объект на земле, которую они хотят приобрести, тогда их документы передаются через «Киевзем» на голосование в Киевсовет. Аналогичная процедура имеет место, если компания хочет получить землю в аренду. А вот если, скажем, строительная компания желает купить землю, то, согласно постановлению, датированному 2005 годом, она должна проходить через земельные аукционы. Их инициируют представители местных администраций.

И уже здесь начинается широкое поле для злоупотреблений. Как отметил министр внутренних дел Украины Юрий Луценко, обвинивший в свое время Леонида Черновецкого и его команду в незаконном распределении земли в Киеве, наиболее распространенные нарушения — должностные злоупотребления и коррупция со стороны работников органов местного самоуправления и депутатов при выделении земельных участков непосредственно физическим или юридическим лицам.

Луценко отметил, что в последнее время участились случаи завладения земельными участками с помощью решений судов и использования для этого разного рода инвестиционных проектов. «На деле все выглядит так: между государственным предприятием и коммерческой структурой заключается соглашение о совместной деятельности, в уставный фонд совместного предприятия вносится недвижимое имущество. В связи с невыполнением договорных обязательств новым СП через судебное решение его имущество переходит в собственность заинтересованного лица. В дальнейшем, по решению суда, земельный участок под объектом недвижимости также переходит в соб¬ственность или передается в аренду», — рассказал глава МВД.

Еще одной проблемой является отсутствие четкого определения границ зеленых и парковых зон в столице, что влечет за собой возможность местных властей выдавать разрешения на застройку этих мест. Причем запрет Кабмина на приватизацию земельных участков площадью свыше 1 га без ведома правительства местные власти успешно обходят путем дележа земельного участка на несколько — до 1 га. К примеру, есть план по созданию Национального природного парка «Голосеевский» в Киеве, с несколькими очередями включения в него земель. Однако Киевсовет уже выделил часть земель, запланированных под передачу парку, под строительство коттеджей.

Напомним, Юрий Луценко ранее предлагал накладывать арест на землеотвод, не дожидаясь решения суда в случае выявления махинаций с землей со стороны городских властей. Однако у этой инициативы есть и негативная сторона, поскольку у местных чиновников появляется возможность блокировать земельные сделки. А уличить их в умышленном блокировании — непросто.

Почва для этого имеется: в 2005 году вступили в действие заключительные положения Земельного кодекса Украины, которыми изменен порядок выделения земли. Если раньше решение по землеотводу мог принимать единолично председатель органа исполнительной власти всех уровней, то теперь эти вопросы решаются коллегиально — голосованием депутатов сельских, поселковых, районных, городских, областных советов.

Таким образом, проверяющим органам стало намного сложнее документировать должностные преступления в данной сфере, поскольку коллективные решения у нас традиционно являются методом ухода от ответственности за откровенно противозаконные действия. Ведь субъектом совершения преступления не может быть коллегиальный орган —
только конкретное физическое лицо.