Интервью Андрея Шульги

alt

АНКЕТА


Андрей Шульга
38 лет
Президент АСНУ
Женат, двое детей
Любит рыбалку, горные лыжи, русский бильярд, джаз
Жизненное кредо: «Все будет хорошо!»

Андрей Шульга вступил в должность президента одной из наиболее влиятельных украинских риелторских организаций — Ассоциации специалистов по недвижимости Украины— менее месяца тому назад. До назначения г-н Шульга занимал пост председателя комитета по связям со СМИ и PR АСНУ. На вопросы о дальнейшем развитии Ассоциации и о нынешней ситуации на украинском рынке недвижимости в целом президент АСНУ ответил \»Миру Квартир\» в эксклюзивном интервью.

alt

АНКЕТА


Андрей Шульга
38 лет
Президент АСНУ
Женат, двое детей
Любит рыбалку, горные лыжи, русский бильярд, джаз
Жизненное кредо: «Все будет хорошо!»

Андрей Шульга вступил в должность президента одной из наиболее влиятельных украинских риелторских организаций — Ассоциации специалистов по недвижимости Украины— менее месяца тому назад. До назначения г-н Шульга занимал пост председателя комитета по связям со СМИ и PR АСНУ. На вопросы о дальнейшем развитии Ассоциации и о нынешней ситуации на украинском рынке недвижимости в целом президент АСНУ ответил \»Миру Квартир\» в эксклюзивном интервью.

\»Мир Квартир\»: Андрей Васильевич, позвольте вас поздравить со вступлением в должность президента АСНУ. До вас эту должность шесть лет занимал Александр Бондаренко. Будете ли вы продолжать работу в АСНУ в том же ключе, который избрал для развития организации г-н Бондаренко, или же Ассоциацию ждут заметные изменения в обозримом будущем?

Андрей Шульга: Благодарю за поздравления. Безусловно, преемственность по развитию АСНУ, проводимую президентами О.В. Каплием и А.А. Бондаренко, будет обеспечена, как и указано в моей предвыборной программе. Поскольку мировые тенденции корректируют ситуацию, сейчас пришло время для принятия новых конструктивных и открытых решений, для перехода к активным и инициативным действиям – прозрачности и консолидации рынка на базе накопленного опыта и авторитета на нем.
Думаю, АСНУ будет изменяться в следующих направлениях:

— создание и принятие пакета законодательных актов для легитимной профессиональной работы на рынке недвижимости Украины;
— построение конструктивного диалога со всеми ветвями власти;
— консолидация профессиональных риелторских организаций рынка недвижимости Украины в единую СPO на рынке недвижимости нашей страны;
— охват членством в объединенной СРО максимального количества операторов рынка недвижимости;
— разработка Национальных стандартов риелторской деятельности, которые лягут в основу сертификации риелторских услуг в Украине.

Возможно, тем самым мы подойдем и к внедрению международных стандартов работы на рынке недвижимости Украины. Время покажет! Очень много надо успеть сделать, и я не питаю иллюзий, что это будет легко. Возможно, для каких-то из вышеперечисленных задач потребуется больше времени, чем кажется сейчас, но из-за этих сложностей мы не откажемся от их решения. Будем упорно работать на достижение целей.
Как президент, я готов к диалогу и сотрудничеству с людьми и организациями, которые разделяют наше стремление работать цивилизованно и готовы к этим изменениям.

\»МК\»: АСНУ является украинским представителем ряда известных во всем мире организаций по недвижимости, в частности, ICREA и CEREAN. На каких условиях построена работа с этими организациями и планирует ли АСНУ стать представителем в Украине других подобных мировых объединений?
А.Ш.: Ассоциация поддерживает связи с коллегами из разных стран. АСНУ входит с состав учредителей CEREAN — Объединения Национальных Ассоциаций Риелторов стран Центральной и Восточной Европы, является учредителем чаптера FIABCI — Международной федерации недвижимости FIABCI-Украина, подписан двухсторонний договор о сотрудничестве с NAR — Ассоциацией риелторов США. В том числе и на использование термина \»риелтор\», который запатентован NAR. Совсем недавно мы подписали и договор с ICREA.

Вся работа построена в рамках этих двусторонних соглашений. Мы стремимся обмениваться опытом, информируем друг друга о наших проблемах и достижениях. Есть ряд обучающих проектов, реализуемых при поддержке NAR. У нас также очень дружественные и плодотворные отношения с Российской гильдией риелторов. Мы внимательно следим за развитием мультилистинга в России, системы взаимоотношений с государством и саморегулированием риелторской деятельности. Регулярно обмениваемся опытом на национальных конференциях. АСНУ — демократическая и открытая организация, и если какая-либо международная организация, имеющая отношение к рынку недвижимости и риелторской деятельности, захочет установить контакт с Украиной или конкретно с АСНУ — милости просим! Это только будет на пользу нашим членам и рынку Украины в целом.

\»МК\»: Какими вы видите пути развития украинского рынка недвижимости в целом? Что нас ожидает в 2009 году? Каких изменений (нововведений, инноваций) стоит ожидать на рынке жилья в 2009 году?
А.Ш.: Хочу всех сразу успокоить! Кризис мы переживем. Все, конечно, по-разному: одни, так называемые \»псевдориелторы\», уйдут с рынка, а другие укрепятся, укрупнятся и усилятся. Такова природа кризиса. Аналитики прогнозируют застой до марта-апреля 2009 года. Выход из этой ситуации и начало роста ожидается в июне-июле 2009-го.
Во-вторых, хочу сказать, что не стоит называть \»кризисом\» процессы, которые происходят на рынке недвижимости Украины! Да, сегодня на рынок недвижимости оказывают влияние макроэкономические факторы — это отток внешних инвестиционных ресурсов, дефицит в банковской системе средств для кредитования, в частности для операций с недвижимостью. Но больше это продиктовано не реальными кризисными явлениями, а паникой на рынке. Такая паника вызывает \»бегство\» инвесторов, боязнь вызывает панику, хотя макроэкономических предпосылок для этого практически нет.

На рынке недвижимости наблюдается отложенный спрос. Спад количества продаж объясняется отсутствием инструментов для финансирования и ожиданием падения цен.
Когда первичный рынок недвижимости лишился объемов притока новых построенных площадей из-за отсрочек или остановок строительства, все переключились на \»вторичку\». Но покупать не спешат, и рынок перешел в аренду. Поэтому цены на аренду сразу поползли вверх.
Не падают массово и цены предложений на продажу. По единичным сделкам есть больший дисконт и уступки при торге, но, как правило, это в основном происходит по субъективным причинам. Однако во все времена, при любом состоянии экономики, покупая недвижимость (прибыльную), вы сохраняете ваши деньги даже при невероятной инфляции, стагнации или других негативных факторах. Деньги, которые лежат под подушкой, всегда обесцениваются быстрее недвижимости. Поэтому собственники и даже спекулянты не спешат продавать существующие и особенно доходные объекты. И как только в стране появится достаточно ресурса, рынок начнет подниматься. Я имею в виду и цены, и активность.
Не поддавайтесь панике! Кризис переживут без потерь прагматики с холодным и трезвым рассудком.

\»МК\»: Какие из направлений в недвижимости сегодня можно считать наиболее перспективными (жилая-эконом, жилая-элит, загородная, коммерческая) и почему?
А.Ш.: Безусловно, движется работа на рынке аренды всех видов недвижимости. В столице и некоторых регионах сохраняется высокий интерес к коммерческой недвижимости. Так как это доходные объекты, они хорошо сдаются в аренду, особенно небольшими объемами. С жилой недвижимостью ситуация сложнее и в разных сегментах существенно отличается. Больше стало зависимости цены от потребительских свойств объекта, поскольку ушел спекулятивный интерес и больше приобрели вес факторы сбережения и накопления.

\»М.К.\»: За счет каких факторов сегодня можно повысить привлекательность объекта недвижимости в условиях ужесточения конкуренции?
А.Ш.: Как мне кажется, привлекательность объекта для продажи состоит в отсутствии факторов, снижающих его ценность и, соответственно, цену. Иными словами, он должен быть средством сбережения денег от обесценивания (основные факторы — уникальность, историческая ценность, высокий отложенный спрос). Привлекательность недвижимости для зарабатывания — в потребительских свойствах, влияющих на цену и спрос аренды (например, расположение объекта рядом с метро, низкие затраты на содержание, небольшая площадь или возможность деления).

\»М.К.\»: Произойдет ли переориентация строительных компаний на коммерческие проекты по мере приближения Евро-2012 и что в этом случае ожидает рынок жилья?
А.Ш.: Строительные компании и западные инвесторы заинтересованы вкладывать средства в коммерческую недвижимость в Украине, поскольку западные рынки перенасыщены. В некоторых странах кризис гораздо больше коснулся национальных экономик. По мнению западных аналитиков, Украина (и ее рынок недвижимости в частности) гораздо меньше пострадает от общемирового финансового кризиса. А с приближением Евро-2012 интерес и стимул для роста рынка недвижимости Украины и имидж Украины в целом повысятся. Мы надеемся на этот \»локомотив\».
Что касается жилья, в ближайшие полгода-год темпы ввода нового жилья замедлятся. Они и так были в 3-4 раза ниже европейских норм. Поэтому остается надеяться, что положительная динамика объемов сделок будет на вторичном рынке. Это не даст и снизиться ценам.

\»М.К.\»: Какова задача риелторов и какие механизмы по стабилизации ситуации на рынке недвижимости можно осуществить с их помощью?
А.Ш.: В создавшихся условиях роль профессионала на рынке недвижимости возрастает в разы. Ведь цена вопроса не в нескольких процентах недополученной сверхприбыли, а в стремлении не потерять вложенный в недвижимость капитал. Поэтому уже сейчас постоянные клиенты активно обращаются к своим доверенным профессионалам рынка недвижимости за действительно обоснованными советами.
Население, сняв со счетов украинских банков порядка 12 млрд денежных средств, направило их на покупку бытовой техники и других товаров, которые стремительно подорожали. Но грамотно сберечь капитал от инфляции и курсовых скачков могут в нашей стране пока немногие. Обращайтесь к профессионалам! Сегодня риелтор, помогая грамотно инвестировать средства, сберегает их от инфляции, выводит из массы, давящий на валютный курс, и помогает банкам выйти из проблемных кредитов, не создавая лишней паники на рынке. Хороший и давно работающий на рынке специалист плохого не посоветует и клиентом и его потребностями дорожит. А также дорожит своей репутацией.