На месте воинских частей в Днепропетровске построят жилье

altНесмотря на кризисные явления в строительной отрасли, работы по проектированию новых объектов в Днепропетровске не прекращаются. А это значит, что инвесторы считают кризис явлением временным и не настроены менять свои планы. Это доказало очередное заседание Градостроительного совета, на рассмотрение которого было заявлено 18 проектов. Семь наиболее масштабных из них вызвали самое серьезное обсуждение.altНесмотря на кризисные явления в строительной отрасли, работы по проектированию новых объектов в Днепропетровске не прекращаются. А это значит, что инвесторы считают кризис явлением временным и не настроены менять свои планы. Это доказало очередное заседание Градостроительного совета, на рассмотрение которого было заявлено 18 проектов. Семь наиболее масштабных из них вызвали самое серьезное обсуждение.

На месте воинских частей появится жилой квартал

По улице Чичерина, на огромной территории площадью 14,28 га, заказчик — Южный УКБ Министерства обороны планирует построить многоэтажные жилые дома. Сегодня на этой территории, принадлежащей Минобороны, находятся воинские части в районе улиц Ньютона – Кавалерийской, которые в дальнейшем будут вынесены за черту города. Пикантная деталь: рядом с участком расположен СИЗО, но, как пояснил автор проекта Сергей Лагунов, в перспективе это учреждение также планируется к выносу. Сам участок, по словам архитектора, довольно сложный для освоения: перепад высоты – 46 метров, кроме того, здесь проходят мощные инженерные сети.

Исходя из этого, возникла необходимость создания продольного коридора для коммуникаций. По сути, он станет пешеходным бульваром, вдоль которого и пройдут главные разводящие сети будущей жилой застройки. По словам Сергея Лагунова, застройка, которая «тянет» на большой квартал, будет состоять из целой группы жилых домов высотой в 9-16 этажей. Предполагается, что в новом квартале будут проживать 8,8 тыс. семей. Между домами разместятся подземные паркинги, планируется здесь и строительство 3 детских садов на 670 мест, и школы на 1320 мест с 33 параллельными классами.

Согласно планам заказчика, строительство будет разбито на несколько очередей. Первый жилой комплекс, намеченный к первоочередной реализации, разместится на участке в 3,383 га. Он будет состоять из 4 жилых домов, рассчитанных на 776 1-4-комнатных квартир, в которых поселятся военнослужащие. Предусмотрены паркинги на 710 машиномест плюс открытые автостоянки на 150 мест. Площадь застройки — 790 кв. м. Члены Градсовета безоговорочно согласились с размещением в этом районе жилой застройки, отметив добротность и хороший уровень работы. В то же время высказали ряд серьезных замечаний.

В частности, архитекторы сошлись во мнении, что структура застройки вдоль улицы Чичерина выполнена градостроительно неверно: школы и детсады должны располагаться внутри квартала, а не быть открытыми шумной улице. Предложенное расположение домов, считают архитекторы, вряд ли будет удобным для проживания. Подверглось сомнению и линейное расположение коридора-бульвара. В итоге автору проекта было рекомендовано по-другому выстроить композицию, а также поработать над организацией внутриквартальных улиц. В числе других предложений – предусмотреть строительство поликлиники. В целом же, с учетом замечаний, проект был принят за основу как интересное архитектурное решение по формированию нового жилого района.

Застройка участка квартала по улице Лешко-Попеля

Еще один проект жилой застройки по заказу Южный УКБ Министерства обороны представил Сергей Лагунов на суд Градсовета. Проект предусматривает строительство 4 жилых домов высотой 18-20-22-24 этажа на месте воинской части, которая также будет вынесена за пределы города, а пока размещается на пересечении улиц Лабораторной и Лешко-Попеля. По сравнению с первой площадкой, участок застройки отличается более скромными размерами (1,96 га), однако за счет высотности зданий заказчик планирует разместить здесь как можно больше жилых «квадратов». В домах общей площадью 44,5 тыс. кв. м предусмотрено 372 квартиры. В планах – строительство школы, детсада на 140 мест.

Дабы получить как можно больше площадок для мест отдыха, первые этажи домов имеют «подрезки», что, в свою очередь, подчеркнет входы в вестибюли. На первых этажах разместятся кафе, магазины и другие объекты инфраструктуры. Особенность домов в том, что они довольно свободно расставлены на площадке, что обеспечивает хорошую инсоляцию.

Обсуждая предложение по размещению застройки, архитекторы отметили грамотный подход к освоению площадки и рекомендовали работу для дальнейшего проектирования.

Речной вокзал: «перезагрузка»

Здание речпорта, построенное в 80-х по проекту архитектора Владимира Веснина, сегодня находится в плачевном состоянии. И это правда. По запутанным переходам с кучей лестниц нещадно гуляет ветер, фасад давно требует обновления… Различные фирмы и фирмочки раскупили здание по частям и перестроили площади на свой лад. Да так, что всевозможные переделки не на шутку угрожают безопасности здания. Одним словом, реконструкция здания назрела. Дабы окончательно не дать зданию прийти в упадок, заказчики – Передерий Алексей и Евгения, успевшие выкупить большую часть здания, предложили свою идею реконструкции. А точнее, хотели бы над выкупленной террасой верхней площадки сделать стеклянную надстройку, где бы размещался панорамный ночной клуб с рестораном, длинной сценой; сигарной – на террасе…

Свои предложения по реконструкции части речного вокзала представил на рассмотрение Градсовета архитектор Вадим Козлов. Согласно градобоснованию, нижняя часть здания остается неприкосновенной и по-прежнему будет выполнять функции речпорта. Изменения будут заключаться в надстройке стеклянного конусного объема, куда можно будет попасть с помощью специально оборудованного панорамного лифтового узла. С этой целью будут построены лифтовые стеклянные шахты, которые и помогут связаться со зданием. Есть идея предусмотреть площади для размещения здесь автосалона.

При этом Вадим Козлов отметил, что Владимир Веснин не против предложенной концепции реконструкции части здания.

Столь неоднозначный проект вызвал серьезные вопросы и споры среди архитекторов. Причем мнения разделились. По мнению одних, здание является частью лица города и ничего с ним делать не нужно. К тому же при живом авторе перекраивать здание на свой лад, по меньшей мере, безнравственно. По словам Елены Вандюк, речпорт интересен и самоценен как градостроительный объект, и относиться к нему надо как к памятнику архитектуры. «Город и архитектурная общественность должны быть против такого вмешательства», — считает Елена Вандюк.

В свою очередь Игорь Богданов считает такой шаг отнюдь не безобидным. «Не станет ли это прецедентом, в результате которого все начнут перестраивать значимые объекты в условиях экономического кризиса?» — предостерегает архитектор. В то же время другие члены Градсовета полагают, что речпорт нужно спасать от полного разрушения, и хирургическое вмешательство необходимо. При этом они призывают действовать смелее и даже наглее. «Не нужно бояться, — говорит Александр Дольник, — что пристройки могут навредить речпорту. Смелее! Развитие – это единственный путь спасения здания».

Итог бурного обсуждения подвела главный архитектор города Юлия Саенко. В связи с отсутствием на Градсовете автора речпорта она предложила обсудить спорные моменты с Владимиром Весниным, после чего будет принято окончательное решение.

«Утес»-великан по улице Дзержинского

Престижная улица Дзержинского уже давно стала местом реализации «высотной» фантазии архитектора Александра Дольника. Не случайно его коллега Яков Алексенцев иронически обронил, что эта улица рискует превратиться в улицу имени Дольника.

На этот раз согласно эскизному проекту, разработанному по заказу корпорации «Перспектива», здесь планируется разместить 23-этажный жилой комплекс с вместительным паркингом (из расчета 3 машиноместа на 1 квартиру), школой изобразительного искусства на первом этаже. Проблема лишь в том, что своей формой и высотностью здание с условным названием «Утес» не вписывается в зону застройки, которая обозначена как комплексная охранная зона памятников архитектуры (рядом находятся сразу 3 памятника архитектуры местного значения). И хотя Александр Дольник представил откорректированное градобоснование (ранее уже рассматривалось на Градсовете), особых изменений с учетом охранной зоны члены Градсовета не увидели. Напротив, как отметила член Градсовета Елена Вандюк, предложенная корректировка полностью меняет характер застройки всего этого участка, с чем в корне нельзя согласиться.

Между тем, согласно первому градобоснованию, высотный комплекс предположительно в 18 этажей, предполагался в глубине участка и находился на расстоянии 52 м от «красной линии». Таким образом объем здания не затрагивал охранную зону и спокойно включался в формирование современной застройки. У Александра Дольника свои аргументы. По его словам, в отличие от первого варианта, грешащего грубоватой, массивной формой здания, новый предполагает более сжатую форму корпуса. Чтобы уйти от тяжеловесности и «нависания» над улицей Дзержинского, архитектор использовал прием террасирования. Однако некоторые члены Градсовета сочли такой прием хаотичным и неубедительным и посоветовали все-таки сделать отступ от «красной линии», а в целом — найти компромисс с окружающей исторической застройкой.

В итоге члены Градсовета воздержались от согласования проекта до момента получения принципиальных решений со стороны Консультативного совета.