Влияние кризиса на новостройки

altРынок недвижимости Украины переживает тяжелые времена. За последние месяцы объемы строительства в стране неуклонно сокращаются. И все отрасли, так или иначе связанные с рынком недвижимости, потеряли инвестиционную привлекательность


altРынок недвижимости Украины переживает тяжелые времена. За последние месяцы объемы строительства в стране неуклонно сокращаются. И все отрасли, так или иначе связанные с рынком недвижимости, потеряли инвестиционную привлекательность

Эти и другие вопросы читателей «КП» в интервью с главным архитектором Киева Василием Присяжнюком


Почему в последнее время все серьезное проектирование в городе отдают иностранцам? Неужели у нас нет украинских специалистов?

Действительно, привлечение к проектированию архитекторов из других стран резко возросло. В город приходят новые технологии строительства. А отечественная архитектурная школа несколько отстала в этих вопросах. Но наше законодательство имеет одну особенность. За проект должен отвечать украинский проектировщик. К сожалению, наши архитекторы в последнее время не принимают активного участия в больших конкурсах. Надеюсь, что с учетом экономического кризиса желающих станет больше. Я заинтересован, чтобы члены Союза архитекторов Украины были более активными.

 

Скажите, как могли разрешить строительство высотки под названием «Парус» прямо посреди города? Куда смотрели архитекторы, когда утверждали этот проект?

Строительство таких объектов законами и нормами не запрещено. Есть логика заказчика, интересы архитектора, который проектирует объект. В свое время это строительство было согласовано. Я думаю, что заказчик и инвестор сделают выводы из результатов своей работы. Экономический кризис покажет, окупаем этот объект в условиях кризиса или нет.

 

Сегодня есть специальное распоряжение мэра города, запрещающее дальнейшее проектирование и строительство высотных зданий в исторической части Киева. Мы разработали схему размещения высоток в столице. В дальнейшем строить такие дома в центре будет запрещено. Уже сейчас определено 10 мест, где могут появиться здания более 73,5 м высотой. Это территории вдоль железной дороги, за пределами Подола, Печерского и большей части Шевченковского районов, а также на Левобережье. Все это делается для того, чтобы разгрузить центр города от наращивания рабочих мест и уменьшения доступа транспорта к центральной части.

 

Когда будет утвержден Генеральный план развития Киева?

В сентябре этого года было решение Киевсовета о разработке Генплана развития столицы. Прогнозы, заложенные в Генплан, утвержденный в 2002 году, не оправдались. Показатели по численности населения неверны. Ведь Генпланом предусматривалось, что у нас практически не будет прироста населения, и к 2020 году мы получим цифру в 2 млн. 700 тыс. человек. Однако уже сегодня, по неофициальным данным, в Киеве проживают около 4 млн. человек.

 

Концепция нового Генерального плана будет завершена в следующем году и представлена на обсуждение общественности. После обсуждения, учета конструктивных замечаний и утверждения концепции Киевсоветом начнется работа над новым Генеральным планом развития города. Завершить его планируется к концу 2010 года и потом представить на утверждение сессии Киевсовета.

 

Очень волнует судьба фуникулера. Ведь когда построили вторую гостиницу на Почтовой площади, его практически не стало видно.

Мы буквально недавно рассматривали на градостроительном совете проект реконструкции фуникулера. К сожалению, его опорные части уже деформированы. Поэтому придется полностью заменять опоры новыми конструкциями. Безусловно, прежнюю архитектуру мы сохраним. При этом заменим вагоны и сделаем капитальный ремонт станций. Эти работы начнутся в следующем году. Думаю, месяцев через 7 они будут закончены. Что касается его восприятия, то больше никто закрывать его не будет. Перед ним останется площадь, которую благоустроят и приведут в порядок. Уверяю вас, с фуникулером все будет хорошо.

 

После того как наступил финансовый кризис, много ли строек уже заморозили?

Четкой статистики пока нет, я думаю, что в январе у нас появятся такие данные по приостановленным проектам. Конечно, можно сказать, что кризис неминуемо повлиял на строительный комплекс в столице. Результаты уже видны. Некоторые объекты, в которые вложен в основном русский капитал, к сожалению, консервируются. Пример — стройка «Миракс-Групп» на ул. Глубочицкой. Также останавливаются ряд объектов, которые строились в кредит, в основном это жилье.

 

Правительство сейчас ищет решения, чтобы все-таки завершить объекты, которые находятся в высокой степени готовности. Для этого должны быть мероприятия по компенсации, экономии соответствующих затрат подрядных организаций и заказчиков. Неминуемо грядет жесткая экономия зарплат для рабочих, и это уже наблюдается в строительных организациях. Конечно, будут сокращения технического, обслуживающего персонала, для того чтобы сконцентрировать деньги для завершения начатых объектов, которые находятся в большой степени готовности. Объекты, что имеют нулевой цикл, конечно, могут быть приостановлены, но, думаю, надо сделать все, чтобы любое строительство, которое уже начато, имело свою стадию завершения.

 

Сейчас городская администрация готовит проект городского бюджета и программу социально-экономического развития на 2009 год, которые нацелены на завершение строительства школ, детских садов, поликлиник и других социальных объектов в следующем году.

 

Много разговоров было о том, что хрущевки будут сносить, потом все стихло. Будут ли когда-нибудь подвижки в этом направлении?

Действительно, в Киеве недостаточно территорий для размещения жилья. Поэтому инвесторы и заказчики начали обращать внимание на старые застройки, особенно хрущевки. Мы в свою очередь также делаем программу по реконструкции крупнопанельных зданий. Можно идти двумя путями. Первый — это снос хрущевок и строительство на их месте новых домов. Расчеты показывают, что на таких территориях можно построить вдвое больше жилья, чем было. Это вызывает интерес у некоторых заказчиков.

 

Есть и второй путь, по которому в свое время пошла Германия. Старые дома там модернизируют. Например, в Берлине 70% хрущевок уже облицованы, утеплены, в них заменены полы и стеклопакеты, инженерные коммуникации. Жителей из квартир никто не выселял. Вопрос сложный, нужно учитывать мнения горожан. Если они считают, что эти дома необходимо ремонтировать, тогда надо создавать там человеческие условия. Сделать их теплыми, внедрить системы сбережения энергии. Немецкий опыт показывает: в таких домах в пять раз меньше потребления тепла, электроэнергии, газа и воды. Загвоздка в одном — на эти цели у страны нет денег. Поэтому нужно искать иные формы финансирования таких проектов.

 

Но работы в этом направлении ведутся. Как пример — дома по улице Попудренко, Минина уже отселили. Этот микрорайон сносят, а на его месте строят новое жилье, переселяя людей в улучшенные дома.

 

Расскажите о подготовке города к Евро-2012. Что запланировано, что уже сделано и что в ближайших планах?

Главная задача для Киева — осуществить до 2011 года реконструкцию центрального стадиона НСК «Олимпийский», а также построить новый терминал в Борисполе. На сегодняшний день уже заканчивается строительство новой взлетно-посадочной полосы в Жулянах. Ее удлинили, и теперь она может принимать огромные самолеты. Осталось здесь построить новый терминал для приема пассажиров. Нам необходимо создать большую сеть отелей для приема гостей. Сейчас такое строительство ведется в центральной части города. Уже возводятся отель «Хилтон» на бульваре Шевченко, отель на ул. Большой Васильковской, напротив Николаевского костела. Также запроектированы еще несколько объектов этой сферы, над которыми уже ведется работа.

 

Когда на градсовете будет уделяться должное внимание озеленению города? Почему появляются объекты без паркингов?

Мы обращаем внимание на благоустройство прилегающих территорий, особенно когда здание возводится в уже существующем квартале или микрорайоне. Предусматриваются и паркинги. Сейчас в центральной части это обязательное правило — на каждую квартиру должно быть одно машиноместо. А сверху паркинг следует озеленить и благоустроить, для того чтобы там могли отдыхать люди. Необходимо, чтобы такое правило действовало по всей территории города.

 

Правда ли, что здание напротив ЦУМа будут сносить? Если да, то как могут уничтожить дом, который является культурным памятником?

На углу улиц Богдана Хмельницкого и Крещатика действительно планируется строительство офисно-торгового комплекса. По высоте он будет такой же, как и ЦУМ. При этом поставлена задача сохранить архитектуру существующего здания, стены которого имеют ценность. Действительно, это памятник местного значения, и управление охраны культурного наследия Киевской горгосадминистрации поставило задачу его сохранить.